Статьи
История русской бани
банное вече
В отличие от кочевников, расселившихся на территории Русской равнины, славянские племена не перемещались туда-сюда, а капитально обосновывались на одном месте. С помощью природы и смекалки они обустраивали свой быт, и везде, где поселялись славяне, появлялись бани!
Никто точно не укажет время обустройства первых земляных бань, ещё в I веке подмеченных Андреем Первозванным, а иные документальные подтверждения о мыльнях, мыленках, мовнях, мовницах, лекарнях относятся к IX веку. И в последующие два столетия по всей Руси при монастырях вырастают первые общественные бани, где с 1743 года произошло разделение по гендерному признаку.
В XXI веке русская баня становится брендом №1, а для наших славянских пращуров она была поистине сакральным местом, где рожали младенцев и омывали усопших, мылись перед крещением и венчанием, бодрились и лечились, волхвовали и гадали, проводя обряды и ритуалы, поэтому в отличие от жилых домов, банные помещения никогда не освещались.
Наша банная культура развивалась веками, но технологии и традиции мыться по субботам и применять только растительные аксессуары, будь то душистый веник, обыкновенная лыковая мочалка или натуральная войлочная шапка, по сей день остались неизменны.
Естественно, в разных климатических условиях огромной страны формировались свои характерные особенности, соответствующие климату и нравам регионального населения. Например, в Сибири на протяжении столетий пихта использовалась в качестве строительной, поделочной и декоративной древесины, а смола, хвоя, побеги, шишки, кора – в лечебной практике, тогда как объёмный пихтовый веник на подклад по сей день служит в бане верой и правдой.
Для алтайских бань присущи свои сакральные технологии, основанные на тайных хитростях предков, передаваемых из поколения в поколение. При умелом банщике своеобразные травяные чаи и настои, банные веники с травами, уникальные мази и обёртывания, экзотические банные запарки и фитосборы расширяют людское сознание на тонком плане, осуществляя прямой контакт с высшими силами, как во время восточной медитации.
Правда, в застойные времена посредством ванных комнат советский народ пытались отучить от традиционного способа мытья, но интерес к баням не иссяк. Мировая история подтверждает, что нигде так не любят баню, как в России, прототип которой был оборудован даже на космической станции «Салют-6»! Ведь русский человек не может представить себе жизнь без парной: «В баньке помылся – заново родился».
По мнению известного любителя русской бани Сергея Викторовича Дворянова, президента международного молодёжного дипломатического клуба, в особых условиях парной происходит глубинная перезагрузка человека по всем параметрам! При грамотно организованном банном процессе в организме пробуждается изначальный генетический потенциал, что дарит душевное равновесие и физиологическое обновление.
Настоящая русская баня – это обитель сладчайшего блаженства духа и раскрепощения тела, место общения, расслабления, оздоровления, омоложения, наслаждения! Но при этом мы свято помним: когда моемся да паримся в соответствии со старинными народными традициями – мы не только сохраняем русскую историю, но и свою структурную идентичность.
Никто точно не укажет время обустройства первых земляных бань, ещё в I веке подмеченных Андреем Первозванным, а иные документальные подтверждения о мыльнях, мыленках, мовнях, мовницах, лекарнях относятся к IX веку. И в последующие два столетия по всей Руси при монастырях вырастают первые общественные бани, где с 1743 года произошло разделение по гендерному признаку.
В XXI веке русская баня становится брендом №1, а для наших славянских пращуров она была поистине сакральным местом, где рожали младенцев и омывали усопших, мылись перед крещением и венчанием, бодрились и лечились, волхвовали и гадали, проводя обряды и ритуалы, поэтому в отличие от жилых домов, банные помещения никогда не освещались.
Наша банная культура развивалась веками, но технологии и традиции мыться по субботам и применять только растительные аксессуары, будь то душистый веник, обыкновенная лыковая мочалка или натуральная войлочная шапка, по сей день остались неизменны.
Естественно, в разных климатических условиях огромной страны формировались свои характерные особенности, соответствующие климату и нравам регионального населения. Например, в Сибири на протяжении столетий пихта использовалась в качестве строительной, поделочной и декоративной древесины, а смола, хвоя, побеги, шишки, кора – в лечебной практике, тогда как объёмный пихтовый веник на подклад по сей день служит в бане верой и правдой.
Для алтайских бань присущи свои сакральные технологии, основанные на тайных хитростях предков, передаваемых из поколения в поколение. При умелом банщике своеобразные травяные чаи и настои, банные веники с травами, уникальные мази и обёртывания, экзотические банные запарки и фитосборы расширяют людское сознание на тонком плане, осуществляя прямой контакт с высшими силами, как во время восточной медитации.
Правда, в застойные времена посредством ванных комнат советский народ пытались отучить от традиционного способа мытья, но интерес к баням не иссяк. Мировая история подтверждает, что нигде так не любят баню, как в России, прототип которой был оборудован даже на космической станции «Салют-6»! Ведь русский человек не может представить себе жизнь без парной: «В баньке помылся – заново родился».
По мнению известного любителя русской бани Сергея Викторовича Дворянова, президента международного молодёжного дипломатического клуба, в особых условиях парной происходит глубинная перезагрузка человека по всем параметрам! При грамотно организованном банном процессе в организме пробуждается изначальный генетический потенциал, что дарит душевное равновесие и физиологическое обновление.
Настоящая русская баня – это обитель сладчайшего блаженства духа и раскрепощения тела, место общения, расслабления, оздоровления, омоложения, наслаждения! Но при этом мы свято помним: когда моемся да паримся в соответствии со старинными народными традициями – мы не только сохраняем русскую историю, но и свою структурную идентичность.