Илья пророк

Можно смело сказать, что народный образ Ильи пророка тесно связан с языческой и былинной мифологией руссов. Отсюда - громовержец и властелин грозных стихий, как бог Перун. И в тоже время, он – баский, мудрый, бесстрашный и сильный, как Илья Муромец. Видимо, поэтому св. Илья-пророк стал заслуженным покровителем нашей «крылатой пехоты» - Воздушно-десантных войск России.
Культ пророка Илии, пришедший из Византии, так крепко сросся с языческими верованиями, что до сегодняшнего дня живёт и здравствует в нашей жизни как символ плодородия и благополучия.
Как гласят легенды, древнейший пророк Божий Илья родился за 900 лет до Рождества Христова. Он - единственный из пророков Ветхого Завета, которого почитает Церковь и хранит интернациональная память.
Житие Ильи-пророка рассказывает, что он с самого детства познал истинную веру и всю жизнь боролся за её чистоту. Долгое время прожил одиноким в пустыне, исцеляя болящих, наставляя страждущих и предрекая внемлющим.
В простонародье крепко укоренилось мнение, что «Илья-пророк грозы держит», - лишь ему подвластны небесная и водная стихии. Заслышав громовые раскаты, констатировали: «Огненный Илья-пророк на колеснице с пустыми бочками по небу едет», а при дожде: «Илья-пророк пролил воду из бочек».
В народных преданиях святой Илья пророк – сердитый, громогласный, могучий, бородатый, опасный, тученосный, громовой, да справедливый старец. Один святой Николай Угодник мог отвратить наказание пророка, уважаемого за животворные дожди, но страшного во гневе: «Илья несёт гнев Божий».
Люди до смерти боялись молний, якобы поражающих нечистую силу и карающих грешный люд за обман, жадность и богохульство. Запросто можно было невинно угодить под его горячую руку, находясь в воде или под деревом во время грозы. Поэтому строго-настрого запрещалось в это время купаться, а особенно в Ильин день – «заходить в воду», работать по дому, в поле и на хозяйстве, кроме пчеловодства.
Да так и повелось с древних времён, что все полевые и огородные работы должны быть завершены до пограничной даты. У путного хозяина в день Ильи пророка закончен сенокос, заготовлены сборы трав и веники для бани, припасены ягоды и всё готово к жатве.
Большое внимание обращали на четверг перед Ильиным днём, который именовали не иначе как «баский» – красивый. В этот день прибирались в избе и во дворе, окуривали все помещения ладаном, мылись в бане, где «веник дороже денег». Доставали праздничные русские сарафаны да рубахи-косоворотки, ставили квас, собирали растения на травяной чай и готовили обрядовые пироги с саламатой – кашей из прожаренной муки любого сорта.
День накануне жатвы – День святого Ильи пророка, называли братчиной или мирской складчиной, отмечали широко и весело за общим столом, обильно уставленным угощениями. «Знать бабу по наряду, что на Ильин день с пирогом», - кое-где к этому празднику успевали собрать урожай злаковых и испечь «новую новину» - свежий каравай.
Соблюдая вековые традиции, церковные служители освещают в день Ильи пророка 2 августа первые сжатые колосья, зерно под яровые, новые хлеба, пчелиные соты, а также огурцы, морковь и горох, которые не едят до этого срока.

Служба Илье пророку может проходить в любой другой день, когда надо попросить о ниспослании дождя или о прекращении ливней, о сохранении урожая от молнии или имущества от пожара. Добытчикам Илья пророк помогает в удачной охоте и рыбалке. Дома об избавлении от всяческих хворей, сглаза и напущенной порчи всегда читалась молитва святому Илье пророку пред его иконой.
После праздника летняя страда завершалась уборкой урожая хлебных злаков: «Илья жатву зачинает, а лето кончает». И завершал уборку хлебов обязательный ритуал под названием «завивание бороды», когда на меже или скошенном поле оставляли связку колосьев, дабы Илья принял «бороду» и заложил основу богатого урожая на следующий год.
Нынешнее поколение, как и прежде, воспринимает день Ильи пророка как чёткое межсезонное разграничение лета и осени: «Пётр и Павел день на час убавил, а Илья прок 2 часа уволок», «С Ильина дня комары да пауты пропадают». По фенологическим наблюдениям светлое время становится много короче, а ночь – гораздо темнее, начинают желтеть и опадать листья, некоторые птицы собираются в стаи, резко понижается температура воды в водоёмах: «На Ильин день и камень прозябнет», «Илья пророк пустил в воду ледок».
Народ находил свои объяснения природным переменам. В иных местах думают, что Ильин конь подкову потерял, а она в воду канула и охладила её. Кто говорит, что Илья родники распахнул, и вода остыла. Кое-где можно услышать, что «олень в воду» рога опустил или помочился, а то и сам «Илья пророк в воду написал». Иные люди уверовали, что где «водяной купался и воду охлонил», там крещёному человеку делать нечего. Лишь колдуньи да ведуньи прозвали Ильин день «обливушки» или «купальня» и старались окунуться прямо в одеждах, дабы смыть все свои грехи и прегрешения.
Стоит заметить, что имя всенародно любимого аскета и подвижника Илии, что означает «крепость Господня», произошло от древнееврейского Элияху. Добродетельный святой существует и в других религиях. Так, на иврите он Элийя, в исламе – Ильяс, в Византии он звался Илиас, а католический Элиас является заступником всех автомобилистов и мотоциклистов.
Про Илью пророка рассказано и написано множество чудесных историй, где он завсегда выглядит как всемогущий образец справедливости, символ плодородия и процветания.